Содержание

Орнаменталистика русского изразца

Русские изразцы – это керамика с характером, этнически яркая и выразительная. Сегодня мы привыкли смотреть на роспись керамики с позиции красоты, модных тенденций, стилистики. И вот, когда народные мотивы особенно популярны, давайте взглянем на традиционный рисунок немного глубже.

Русская народная роспись зарождалась на широких просторах и развивалась на протяжении нескольких веков. Этим обусловлено существование множества её различных направлений и техник в зависимости от периода и региона происхождения. Также орнамент видоизменялся с течением времени: какие-то элементы уходили, появлялись новые черты, формы и линии трансформировались, переносились акценты.

Но независимо от техники исполнения и периода, как правило, в линии и фигуры узоров росписи в народном ремесле вкладывался особый смысл. Русские мастера тщательно продумывали каждый элемент и цветовую гамму рисунка. Истоками символики в росписи русских изразцов в большей мере послужило ещё языческое мировоззрение. Но нельзя не учитывать, что и на протяжении всей истории влияние других культур было довольно сильным. По этой причине в чистом виде установить происхождение той или иной трактовки отдельных элементов достоверно невозможно.

Трактование символов и элементов русской орнаменталистики

Довольно распространённый символ в орнаменталистике русского изразца – ромб. Эта фигура может присутствовать как в геометрических узорах, так и сплетаться из цветов и растений или заключать внутри себя какие-либо рисунки. Ромб с древних времён представлял собой символ плодородия и изобилия. А печь всегда считалась горячим сердцем дома и кормилицей. Именно поэтому изображение данной фигуры в узоре на изразце русской печи имело такую популярность.

Изразцовая печь XVIII века, историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых», Усолье

Но первенство отдаётся всё-таки другому символу – древу жизни. Этот знак, символизирующий основу мироздания, считался залогом крепкой и здоровой семьи, в связи с чем украшал народные костюмы, домашнюю утварь и предметы интерьера. В религии крона древа отождествлялась с небесными силами, а его нижняя часть (корневая система) – с царством тьмы. Древо жизни наиболее часто встречается в украшении фасадов священных строений. Оно сплетается как из растительного и цветочного рисунка, так и из других элементов, например, геометрических фигур. Суть изображения заключается в соблюдении очертаний дерева, тянущегося ветвями вверх.

Деревянная форма для изготовления изразцов, XVI век

Изразцовая печь XVII века, Дворец царя Алексея Михайловича, Москва

Русский печной изразец, Новый Иерусалим, Московская обл.

Фасадная отделка Тихвинской церкви, XVII век, Ярославль

Для мира в семье и защиты от недугов использовалась восьмиконечная звезда – алатырь. Она считалась сильнейшим оберегом, символом высшей мудрости. Существует предположение, что в упрощённой форме его углы сглаживались, и именно данный знак стал прототипом восьмилепестковых цветков-розеток, которые тоже получили широкое распространение в росписи изразцов для русских печей и фасадов.

Фасадная керамика, XVIII век

Фасадный декор собора Петра и Павла, Петергоф

Изразец русской печи, XVIII век

Элемент фасадной отделки Тихвинской церкви, XVII век, Ярославль

Наравне с символами и знаками, на керамике довольно часто можно встретить изображения растений и животных. Они также могут иметь особое значение. В орнаментной росписи изразцовых русских печей и фасадной керамики наиболее распространены птицы.

Символизм изображений птиц в орнаменте русского изразца

Изразцы на русских печах и фасадах нередко пестрят разноцветными птицами. Не удивительно, ведь птица символизирует дух и свободу, в разрезе религиозных толкований выступает посланником божественных сил и символом рая. В росписи можно встретить разнообразных птиц, в том числе и мифических, но в большинстве своём это маленькие пташки наподобие соловьёв, пёстрые павлины и гордые орлы.

Изразец в русском стиле, XVI век

Фрагмент фасадного декора, XVII век

Соловей является символом таланта и нежности. Его изображение призвано было даровать дому удачу и мир. Счастье и успех в семью доверялось принести павлину. Его нередко сравнивали с жар-птицей, героиней русских сказок, способной исполнять желания. Орёл же, напротив, олицетворял твёрдость и мужественность, призван был показать силу и непреклонность. Именно поэтому это наиболее используемый образ в геральдике. Изображение этой могучей птицы часто использовалось для изразцов в русской архитектуре.

Фрагмент керамического фриза, Дом купца Игумнова, Москва

Мы рассмотрели лишь одни из основных элементов, которые используются в орнаменталистике русского изразца. В общей массе их великое множество, трактование некоторых из них может значительно разниться. Влиять на значение может даже положение фигуры или расположение отдельных линий, а также цвет росписи.

Значение цветов росписи русского изразца

Ещё с XVI века наиболее распространен в народном ремесле был красный цвет. Со времён Древней Руси он считался символом жизни и здоровья, обозначал женское начало. И несмотря на то, что возможность использовать его появилась значительно позже, именно этот цвет стал основным в росписи изразцов для русских печей.

В росписи изразцовых русских печей красный зачастую использовался в сочетании с белым – цветом чистоты и света. Он считался сильнейшим оберегом, способным защитить дом от нечистой силы и недобрых помыслов. Значение цвета берёт свои истоки от славянских племён, которые веровали в существование Белобога и Чернобога, благодаря чему и появилось противопоставление белого и черного в роли добра и зла.

Однако в росписи может присутствовать и чёрный цвет, который в данном случае теряет своё негативное значение. Славяне ассоциировали этот цвет с землёй. В связи с этим в узоре его использовали в виде прямых и волнистых линий, символизирующих плодородное поле.

Синий цвет – цвет истины и мудрости. Один из самых распространённых пигментов росписи изразцов в русской архитектуре. Синий узор можно увидеть на фасадах жилых домов, ведомственных зданий, дворцов и усадеб, соборов и церквей.

Керамический фриз, Дом купца Игумнова, Москва

Ещё один популярный цвет фасадной керамики – голубой. Этот цвет в русской культуре всегда ассоциировался с небом, считалось, что он имеет связь с божественной силой. Именно по этой причине это наиболее распространённый цвет керамики для убранства церквей и соборов.

Фасадный декор Тихвинской церкви, Ярославль

Керамическая отделка центрального столпа Голгофской церкви, Новый Иерусалим, Московская обл.

Непременно народный орнамент не обходится без цвета юности и весны, всходов на плодородных полях – зелёного. Русская печь с зелёными изразцами по преданию приносила в дом изобилие. Второе значение зелёного цвета связывают с высшими силами. Именно в такой трактовке он использовался в иконописи и перешёл на фасадную керамику в церковном зодчестве.

Изразцовая печь, XVII век

Вооружившись некоторыми знаниями перед тем, как купить изразцы для русской печи или изразцового камина в русском стиле, вы можете принести в свой дом не только тепло, уют и красоту, но и обогатить их тайными знаками, дарующими счастье и удачу. Ну, а если вы не верите в символику и влияние знаков, то они, возможно, просто вдохновят вас на новые идеи декора в духе народного творчества. Ведь русские орнаменты уже долгое время находятся на пике популярности и отлично вписываются в самые модные стили интерьера.

Облицовка печей и каминов изразцами – древняя традиция, которая постепенно завоевывает утраченные позиции. На рынок вышли не только российские, украинские и белорусские, но и зарубежные производители изразцовой плитки. Возрождаются старые рецепты и создаются новые.

Однако, изготовление изразцов по-прежнему очень трудоемкий процесс, большая часть которого выполняется руками мастера. Именно потому каждый каминный и печной изразец
является уникальным штучным образцом. Как единичный товар, он имеет высокую
стоимость, что отпугивает большинство отечественных потребителей.

Изразцы для печи и камина своими руками

Как сделать изразцы своими руками

Мастер-класс по изготовлению изразцов будет интересен тем, кто решил взяться за дело самостоятельно. Работа не сложная, но кропотливая и очень увлекательная. Знание нюансов выполнения каждой операции позволит избежать разочарования и получить качественное изделие.

Подготовка к работе включает в себя: приобретение гипсовой
шпатлевки для изготовления формы и специальной глины для изделия. Из
приспособлений понадобятся ножи или стеки и муфельная печь для обжига. Не будет
лишней пошаговая инструкция, которая позволит изготовить изразец в соответствии
с традициями русских мастеров.

1 этап – Составление плана (эскизы, форма, рисунок)

Изготовлению изразцов предшествует такой вид деятельности
как планирование. Оно включает в себя рисование эскиза, опираясь на который
можно будет произвести расчет требуемого количества изразцов, исходя из
размеров печи. А также определить, сколько деталей (элементов), и какой
конфигурации должно быть, чтобы облицовка печи изразцами была выполнена
красиво.

Кроме этого, детально продумывается форма изразца, самой простой является квадрат или прямоугольник. При их изготовлении наблюдается минимальное отклонение от заданных размеров и подгонять ровные поверхности друг к другу намного проще.

Рисунок (узор) или рельеф. Этот вопрос также важно решить до
начала работы, поскольку от него зависит конфигурация шаблона.

2 этап — Глина для изразцов — выбор и подготовка сырья

Глина для изразцовНачинаются работы с подготовки глины, потому что она должна выстояться, а за это время можно подготовить форму для изразца.

Подготовка глины к лепке изразцов

  • для изразцов пригодна пластичная гончарная глина.
    Способность к формированию (лепке), выдерживание формы и высокая прочность
    после обжига делает ее идеальным сырьем;
  • далее из нее формируются маленькие шарики. Размер шариков
    небольшой, главное, чтобы глина хорошо просушилась. Соответственно, чем меньше
    шарики, тем быстрее пройдет процесс сушки. Сушка проводится в теплое время года
    или в протопленной комнате.
  • высушенные шарики измельчаются. Полученный состав
    просеивается. Для этого можно использовать мелкое сито с проволочным плетением;
  • переходим к процессу отмучивания глины. Для этого полученный
    порошок заливается водой, тщательно перемешивается и отстаивается. Глину нужно
    промыть в большом количестве воды, рекомендовано в соотношении 1:10. После этого
    воду аккуратно сливают, стараясь не потревожить нижний слой. Фактически это и
    есть необходимый для работы материал, очищенный от сторонних примесей. Наличие
    примесей негативно сказывается на качестве изразца. Дело в том, что изразцовые
    печи аккумулируют в себе тепло, и немного при этом расширяются. А сторонний
    материал может иметь коэффициент расширения отличный от глины, и в процессе
    нагрева это приведет к растрескиванию изразцовой плитки. Теперь осталось
    довести отстоявшуюся глину до нужной консистенции;

Совет. Мастера рекомендуют такой способ очистки глины от
примесей: в стенке емкости, предназначенной для отстаивания глины, высверливают
в ряд (по вертикали) несколько отверстий, которые забиваются чопиками
(деревянными заглушками). Далее по мере того, как глина будет отстаиваться,
вода будет светлеть. Вынув первый чопик можно спустить часть воды. Затем, когда
осветлится следующий слой – пора вынимать второй чопик и так далее.

  • вымоченную глину оставляют на солнце, чтобы увеличить
    скорость испарения жидкости. Чтобы верхний слой не засох, глину нужно
    периодически перемешивать. Заодно смесь станет однородной и более пластичной.

Примечание. Мастера добавляют в глиняный порошок различные
добавки: каолин, шамот, шпат. Это позволит сообщить глине новые огнеупорные (жаропрочные) свойства.

3 этап – Изготовление шаблона для изразца

Чтобы сделать гипсовый слепок для будущих изразцов нужно
сначала изготовить шаблон. Его изготовление заключается в том, что на пласт
глины толщиной в 20-30 мм. наносится рисунок, который предполагается получить
на лицевой части изделия.

Известны разные виды изразцов: гладкие, рельефные. На
гладкие изразцы можно нанести рисунок, рельефные — раскрасить. Учитывайте это
формируя шаблон. На рисунке показан процесс изготовления квадратного шаблона.

Изготовление шаблона для изразца

Примечание. Размеры и форму изразца следует выбирать исходя
из удобства монтажа и габаритов печи для обжига.

Формирование рисунка изразцаЕсли рисунок простой, например, геометрический, его можно сформировать пальцами (вылепить). При более сложном узоре, нужно использовать стек (инструмент).

Стек для работы с глинойСтек для работы с глиной — это похожее на нож деревянное приспособление, пропитанное олифой. Стеки-ножи нужны для формирования рисунка, стеки-бороздки для нанесения полосочек, стеки-петельки для удаления лишней
глины. Стеки можно приобрести или сделать самостоятельно из дерева, а петельки
из проволоки (отличный вариант пружина из будильника) или кожи.

Валики формируются путем выкладывания бортика по краям заготовки.

Примечание. Формируя узор из глины нужно помнить, что
готовое изделие должно легко отделаться от шаблона, поэтому слишком мелкие
детали или прямые углы лучше не делать. Рекомендуемые профили показаны на рис.
(№ 4 см. выше). Углубления при вынимании глины и лепке узора нужно делать так,
чтобы в сечении получился открытый конус. Для наглядности посмотрите на детскую
пасочку, она изготовлена именно таким образом.

Шаблон-схема изразцаФинишная подготовка шаблона заключается в выбирании лишней глины или внесения недостающей (при случайном срезе, иногда необходимо добавить глины, чтобы узор не пострадал) и придание поверхности гладкости. Для этого
используется влажная, мягкая тряпка.
Профессионалы могут делать шаблоны для каждого отдельного изразца. А уложенные на место, они будут формировать крупный рисунок на печи.

Ввиду сложности ручной работы, изразцовая плитка для печи является очень
дорогой.

4 этап — Изготовление формы для изразца

Подсохший шаблон помещают в опалубку и увлажняют с помощью
пульверизатора. Легкий блеск на поверхности подскажет, какое количество влаги
будет достаточным.

Как приготовить гипсовый раствор

Состав простой: гипс и вода, которые замешиваются в
пропорции 7:10. При этом, гипс засыпается в воду, а не наоборот.

Совет. Ввиду того, что гипсовый раствор быстро теряет
требуемую текучесть (вязкость), его лучше готовить в половинке резинового мяча.
Так проще перемешать компоненты до однородной массы.

Новичкам рекомендуется заменить гипсовый раствор шпатлевкой.
Она дольше сохраняет текучесть.

Заливка гипса в опалубкуПодготовленный гипс выливается на шаблон тонким слоем. Здесь важно проследить за тем, чтобы раствор заполнил все участки. Ведь на этом этапе формируется внешний вид будущего изразца.

Далее форма заливается гипсом полностью.

Мастера не советуют делать формы для изразцов для изнаночной
стороны (румпы). Лучше сформировать ее руками, так сцепление с лицевой частью
изделия будет более прочным.

Схватится гипс уже через 7-10 минут, а через 20 полностью
затвердеет. После этого опалубка снимается, а форма вместе с шаблоном
подвергается сушке. Сушить лучше при комнатной температуре. Это увеличит время
сушки, но снизит вероятность появления повреждений в шаблоне.

Осталось только отделить готовую форму от шаблона. Сделать
это легко, поскольку глина при сушке уменьшается в размерах (сжимается). Тем не
менее, следует проверить, чтобы в форме не осталось глиняных крошек. Поэтому,
ее лучше вымыть и просушить. Правильно сделанная гипсовая форма обеспечивает
качественную формовку примерно для двух сотен изразцов. При этом учтите, что на
их изготовление с использованием только одной формы уйдет значительное время.
Для повышения производительности нужно изготовить несколько гипсовых форм и
делать одновременно большее количество изразцовых плиток.

Если данная процедура кажется слишком сложной, то советуем
ознакомиться с тем, как сделать изразец без изготовления формы.

Изготовление изразца с гладкой поверхностью без формы — видео

Продолжение

Для того чтобы не тратить время на изготовление формы,
мастера советуют использовать обычную кухонную емкость. При этом пластиковая
емкость хороша тем, что в нее лучше укладывать глину. Готовому изразцу она
придает необходимую жесткую форму, но сложнее вынимать плитку. А из силиконовой
формы изделие проще вытягивать.

Теперь, когда форма готова можно приступить к изготовлению
изразцов для печи и камина.

4 этап – Изготовление изразцов в домашних условиях

Технология кратко показана на рисунке.

Изготовление изразцов в домашних условиях

Для обучения предлагаем пошаговую инструкцию, как сделать изразцы своими руками:

  • Подготовить форму. Поскольку форма заполняется не единожды,
    в ней могут оставаться частицы глины и просто накапливаться пыль от простоя.
    Перед тем как приступить з заполнению ее глиной, форму нужно очистить – промыть
    и высушить. Мельчайший посторонний предмет в форме неизбежно отразится на
    лицевой поверхности изразца.

Набивка формы глинойФорма плотно набивается глиной. Заполняя форму, следует знать, что глина помещается в нее небольшими частями. А укладка начинается от
центра формы.

Сначала глина тонким слоем распределяется по всей площади формы.
При этом ее нужно плотно утрамбовать пальцами. Таким образом заполняются
пустоты, которые создают рисунок лицевой части.

Новичкам проще изготавливать печные изразцы с гладкой поверхностью, а затем наносить на плитку рисунок или просто цвет (фон). Даже оставленный без декора гладкий изразец будет отлично смотреться на готовой печи или камине.

Набивка формы глиной — видео

  • Выравнивание тыльной стороны изразца даст возможность убрать
    лишнюю глину и подготовить площадку для формирования румпы (выступ коробочной
    формы на обратной стороне изразцовой плитки). Румпа изготавливается отдельно и
    укладывается на поверхность изразца. Чтобы сделать ее достаточно скатать четыре
    или два бруска одинакового сечения. Затем немного придавить брусок, придавая
    ему нужную форму, и установить на тыльную (заднюю) сторону изразца.

Формирование (лепка) румпы изразца

Прижатие румпы к основаниюБортик необходимо надежно придавить к основанию. Чтобы сделать его ровнее используют стек.

Выравнивание румпы изразцаЕще один важный нюанс, касающийся румпы. Ее верхняя часть должна иметь одинаковую высоту и быть выровненной по плоскости. Таким образом, кладка изразцов на стену будет ровной, без выступающих плиточек.

Как сделать румпу изразца — видео

Выравнивание румпы изразца (прессование)Выровнять плоскость можно срезав лишее стеком (ножом) и придавив румпу фанерой.

Изготовление румпы изразца путем соединения двух формПримечание. Мастера не советуют делать румпу путем соединения двух форм, заполненных глиной, как показано на фото. Безусловно это ускорит работу и придаст румпе нужную конфигурацию, но в этом случае крепление изразца будет не очень надежным.

Изготовление отверстий для крепления изразцаКерамические изразцы отличаются особенным способом крепления. Они связываются между собой проволокой с изнаночной стороны. Т.е., сначала выкладываются изразцы, а затем строится печь. Следовательно, еще на этапе формирования румпы следует предусмотреть наличие отверстий для крепления плитки.
Если изразец сделан методом формовки с использованием формы
для румпы, тогда нужные отверстия просверливают после его подсушивания.

Ввиду пластичности глины, просверленные отверстия могут
смяться после того, как изразец вынут из формы и перевернут на лицевую сторону
для сушки. Поэтому следует установить жесткий каркас (толстую проволоку или
палочки) для них и закрепить его глиной.

Формирование отверстий для крепления изразца

После этого изразец можно вынуть из формы и отправить на просушку.

Вынимание изразца из формы

Проделывание крепежных отверстий и вынимание из формы — видео

Старинные изразцы всегда несут на себе отпечаток автора в виде печати или подписи на изделии.

Нанесение штампа, подписи на изразец

Штамп, печать на изразцеКстати, если штамп автора находится с изнаночной части изразца, его сделали вручную. Если с лицевой, то чаще всего такая изразцовая плитка изготовлена методом использования формы для лицевой части и для румпы.

Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net

Далее изделие вынимается из формы, когда глина уже подсохла,
но еще сохраняет пластичность. Мастера называют такое состояние кожетвердым.
Поскольку глина дает некоторую усадку при высыхании и при извлечении изделия
проблем не возникнет.

Дополнительная обработка изразца — видео

Лощение изразцаЛицевую поверхность подвергают лощению. Так называется полировка изразца твердым гладким предметом. На практике для этого используют
ложку, стеклянный пузырек, гальку. Гладкой поверхности такая обработка придаст
блеск. Для рельефных поверхностей эту процедуру можно провести для тех
участков, на которых нет выступающих, выпуклых элементов узора. После такой обработки изразец высушивают.

Примечание. Чтобы работа не остановилась на 1-2 недели из-за
разбитого изразца лучше заранее подготовить ремонтный комплект. В запасе должны
быть все детали будущей облицовки камина или печи как минимум по одной штуке.
Да и в процессе эксплуатации печи этот страховой запас может выручить.

5 этап – Утельный (первичный) обжиг

Муфельная печь для сушки изразцовСушатся изразцы для камина в печи со специальным режимом. Задача мастера на этом этапе высушить глину, а не запекать ее до состояния камня.

Важным моментом, при изготовлении плитки является выбор печи, ведь
нагрев должен быть равномерным со всех сторон. Температура обжига – 900-950°С,
время – 3-4 часа.
Примечание. Обожженное изделие нужно оставить в печи до
полного остывания.

Высушенное изделие — это еще не изразец. На языке мастеров
он называется «утель» от названия вида обжига.

6 этап – Подгонка утели по размерам

Ввиду усушки глины, на выходе получаются заготовки для
изразцов разного размера. Нельзя сказать, что размеры изразцов будут сильно
отличаться друг от друга, но подгонки их друг к другу не избежать. Это
нормальное явление, которое обуславливается несколькими факторами: особенностью
усадки глины, неоднородность наполнения формы глиной, неравномерное внутреннее
напряжение при обжиге. Цвет заготовок также будет отличаться. Но, поскольку
дальше предусмотрено окрашивание изделия это не имеет критического значения.

Изразцы, изготовленные на производстве, имеют одинаковую
геометрию и меньшую разбежность в цвете. Размеры регламентируются ГОСТ 3742-47.
Допустимая величина отклонения составляет 0,5-1 мм.

В случае, когда керамика (изразцы, плитка), изготавливаются
своими руками, необходима процедура подгонки утели (ретификация), удаление
верхнего слоя румпы для подгонки высоты, счесывание боковых граней.

Подгонка изразцов — видео

Примечание. Не стоит добиваться идеального прилегания
поверхностей соседних изразцов, поскольку наличие зазоров позволит им двигаться
при расширении. Кроме того, окончательная сортировка изразцов происходит уже
после окраски. Более тщательно подгоняются декоративные изразцы – угловые и
фронтальные. Поскольку они выполняются в единичном экземпляре.

7 этап – Нанесение рисунка (роспись изразцов, ангобирование)

Как почти вся керамика, изразцы могут быть расписаны с использованием таких методов:

Холодная роспись

Роспись изразцовРисунок создается обычными масляными красками. Перед покрытием изразец нужно покрыть натуральной олифой, подсушить в течение 1-2
суток, а затем расписывают.

После высыхания красок для получения более красивой поверхности и придания краске стойкости, изразец можно покрыть масляным лаком. Метод хорош тем, что не требует дополнительных обжигов.

Для тех, кто делает изразцы для печи своими руками – это наименее трудозатратный вариант. При этом, на разные изразцы можно нанести разные части рисунка. При раскладке изразцов
получится большой рисунок на всю поверхность печи.

Роспись цветными ангобами (ангобирование)

Ангоб – это декоративное покрытие из жидкой глины (глинистой
суспензии), которым покрывают керамические и гончарные изделия перед обжигом,
чтобы получить гладкую поверхность или для придания нужной окраски.

Ангоб для росписи изразцов можно получить двумя способами.
Во-первых, подобрать разные по оттенку виды глины. Во-вторых, заколеровать
белую глину, красящими пигментами. Данная техника нанесения рисунка делится на
два подвида:

  • нанесение глины, доведенной до консистенции густой сметаны;
  • окунание изразца в воду, а затем в белый ангоб. После того,
    как белый фон просохнет (но не высохнет полностью) на него цветными ангобами
    наносится рисунок.

Ангобирование изразцов — видео

Примечание. Если дальнейшее глазурование изразца не
планируется, мастера рекомендуют добавить в ангоб 10-20% флюса. Флюс — это
силикатное стекло, сообщающее краскам блеск. Изготавливается стеклянный порошок
самостоятельно путем толчения стекла в емкости. Чтобы упредить распыление
частиц работы выполняются в очках, перчатках, а емкость с пестиком помещается в
прочный прозрачный полиэтиленовый пакет. Крупные частицы удаляют путем
просеивания порошка через сито. Хорошо для этих целей подходит капроновый
чулок, натянутый на основу, например, на пяльцы для вышивания.

Рисунок придаст гладкому или рельефному изразцу неповторимую
красоту. В качестве тематики при выборе рисунка можно использовать мотивы,
которые передают голландские, испанские или русские изразцы.

Чтобы закрепить нанесенный рисунок изразец нужно подвергнуть
повторному обжигу.

8 этап – Глазурование изразцов

Изразцовая плитка для каминов и печей тем хороша, что за ее
гладкой поверхностью легко ухаживать. Достигается гладкость путем глазурования.
Для этого изразец окунается или поливается глазурью. Манипуляции удобно
проводить, придерживая изделие за румпу или уложив его на подставку, согнутую
из прочной проволоки. Глазуровать можно как уже расписанный изразец, так и
утель (изразец, прошедший только первичный обжиг). Поверхность изразца должна
быть покрыта глазурью на 1-1,5 мм. После высыхания слоя, изразец нужно снова
обжечь в печи. Обжигать следует в нижней камере муфельной печи, где температура
ниже, в течение 2-3 суток.

Совет. Окуная или поливая поверхность изразца нужно
постараться выполнить это действие в один прием. В противном случае, останутся
разводы.

Для изготовления глазури нужно подготовить заваренный
крахмальный клейстер с толченым флюсом (стеклом). Под действием высокой
температуры крахмал проникнет в поры изразца и при запекании образует на его
поверхности тонкую глазирующую пленку.

9 этап – Окончательный обжиг изразцов

Окончательный обжиг выполняется после глазуровки, если
таковая не предусмотрена, то после нанесения рисунка. Если остается изразец –
терракота, то после первичной сушки и подгонки размеров.

Совет. После обжига изделие остается в печи до ее полного
остывания. В противном случае, на глазури появится сеточка мелких трещин.

После этого этапа изразец обретет свой цвет. Завершается
процесс изготовления изразцов их сортировкой и комплектацией (отделка печи или
камина изразцами предполагает определенное количество элементов, которое
рассчитывается исходя из габаритов отопительного прибора).

Результирующим этапом будет облицовка изразцами печи или
камина.

Голландские изразцы – душа Нидерландов в сине-голубой росписи по белоснежной керамике

Голландия – западная область Нидерландов переводится буквально как древесная страна. Славится она забавными кломпами, благоухающими тюльпанами и привлекает туристов огромным количеством романтичных мельниц и расширяющих сознание музеев. Но есть нечто, что приковывает внимание не только туристов, приехавших познакомиться с Нидерландами и Голландией в частности, а передаёт характер и душу страны даже тем, кто в ней никогда не бывал.

Это чудо голландского происхождения – керамика в собственном неповторимом стиле. Она вызывает интерес у художников, искусствоведов, историков и дизайнеров, покоряет сердца людей со всего света. Что же такое изразцы голландских мастеров, которые рассыпались по всему земному шару и стали именем нарицательным?

Неизменный облик голландских изразцов в лучших традициях старых мастеров

Классический голландский изразец это гладкая плитка, покрытая непрозрачной белой эмалью с росписью в сине-голубых красках. В чём же тогда индивидуальность такой керамики? Чем же такая роспись отличается от китайского фарфора или русской гжели?

Изразцы в голландском стиле

Во-первых, тонкостью линий и подробностью деталей. Отличие очевидно при сравнении с сочными и размашистыми мазками гжели. Во-вторых, для росписи изразцов в голландском стиле присуще использование сюжетов с национальным колоритом. Бело-голубые плитки пестрят пейзажами, миниатюрными домиками и роскошными замками, фигурами как простых людей, пахарей и рыбаков, так и знати, верхом на лошади или в бою на шпагах, кораблями с поднятыми парусами и ветряными мельницами, излюбленными для голландцев цветами.

Голландская керамическая плитка XVII века

С тех пор как голландские изразцы обрели свой индивидуальный облик, сложившаяся технология их изготовления оставалась неизменной на протяжении многих веков. С XVII века мастера разливали специальный раствор по формам, немного подсушивали естественным путём, а после – запекали в печи. Далее осуществлялось покрытие белой эмалью. По ещё сырой поверхности прорисовывался кобальтовый рисунок. Отправившись в печь, под воздействием температуры чёрный кобальт изменял оттенок, и плитки «наряжались» в классические для голландских изразцов сине-голубые картинки. Изделия многократно покрывались глазурью и подвергались обжигу при невысокой температуре. Повторное запекание обеспечивало дополнительную прочность керамике, благодаря чему мы можем любоваться старинными изделиями голландских мастеров даже сегодня.

В ранние периоды керамистами использовалась местная глина. Её качество оставляло желать лучшего, а малая доступность не способствовала быстрому развитию искусства. Но с обретением популярности и ценности самими изделиями, мастера-керамисты смогли позволить себе создавать настоящие произведения из высококачественного привозного сырья. Как же произошли такие кардинальные перемены, подарившие мировому искусству изразцы в голландском стиле?

История голландских изразцов: зарождение керамики Делфта

История голландских изразцов начинается с городов Харлема и Роттердама, где своё ремесло продолжили керамисты, покинувшие Антверпен в период Нидерландской революции. Созданные ими керамические мастерские производили изделия с полихромной росписью, наследуя технику итальянской школы. Но такая керамика не пользовалась особой популярностью, а мастера занимали низкое положение в обществе.

В XVII веке в условиях развитой морской торговли в Нидерланды попадают и обретают популярность китайские керамические и фарфоровые бело-голубые изделия. Но не все могут позволить себе желаемое «заморское чудо». Самые состоятельные делают заказы дальневосточным мастерам, но длительность ожидания и сложности перевода становятся ещё одной проблемой на пути к обладанию диковинкой. Такая посуда и плитка становятся показателем благосостояния владельца и приобретают особую ценность.

В этот же период происходят кардинальные перемены в экономической жизни голландского города Делфта. До этого времени город славился производством пива, а гончары были немногочисленны и занимали чрезвычайно низкое положение. Развитие ремесла затормаживалось отсутствием местного сырья. Но к середине XVII века значительно падает качество местной воды, которое являлось первостепенным залогом процветания пивоварен. Распространённое производство терпит крах. А на месте старых предприятий расцветает ремесло, потребность в котором возрастает благодаря большому спросу на изделия. Так возникает делфтская керамика и фарфор как целое понятие.

Делфтская керамическая плитка, 1658 год, Рейксмюзеум, Амстердам

К XVIII веку мастерству голландских керамистов стремятся обучаться художники других стран. Голландские изразцы оказывают влияние на керамику других уголков мира, например, на облик португальских панно азулежу. А произведения лучших мастеров растекаются по всему свету. В Германии можно встретить делфтскую фарфоровую посуду и голландскую плитку в отделке камина в замке Райхсбург, а в датском замке Розенборг можно часами любоваться на облицовку стен голландской плиткой в уборной короля Кристиана IV, как и в ванной комнате английского Пэквуд Хауса, где каждая из 460 плиток имеет уникальный рисунок.

Плитка голландских мастеров, замок Розенборг, Дания

Фрагмент настенной облицовки XVII века, Пэквуд Хаус, Англия

Голландские изразцы получают широкое распространение и в России. Этому способствовует стремление Петра I к заимствованию европейской культуры. Это в значительной мере проявляется в распространении печей голландок в изразцах. Для отделки очагов во дворцах и резиденциях самого царя, усадьбах знати приглашаются голландские мастера. Эрмитаж сохранил фрагменты облицовки голландских изразцовых печей, которые были обнаружены при раскопках Зимнего дворца Петра I в Санкт-Петербурге.

Печь голландская изразцовая, керамическая отделка стен, Меншиковский дворец, Санкт-Петербург

Жизнь керамики в голландском стиле в наши дни

Сегодня производство голландских изразцов не настолько распространено, как в XVII-XVIII веках, но некоторые фабрики Делфта, Утрехта, Роттердама по-прежнему продолжают свою деятельность. Одной из самых известных является Королевская фабрика фарфора, основанная в 1653 году. Она занимается производством посуды, керамической сувенирной продукции и плитки. Изделия Королевской фабрики отмечены фирменным клеймом, их стоимость достаточно велика.

Клеймо Королевской фабрики фарфора, Делфт

Двери фабрики открыты для туристов. Каждый желающий может увидеть воочию рождение произведений искусства под кистью умелых мастеров. Также в её стенах находится музей, представляющий в своей экспозиции лучшие образцы делфтского искусства керамики.

Что же касается использования плитки под голландские изразцы в современном интерьере, то дизайнеры очень любят украшать помещения колоритной керамикой. Сегодня стилизованную плитку производят во многих странах, в том числе и в России. Легкие и воздушные картинки голландских изразцов непременно внесут частичку тёплой души Нидерландов с её чувственностью и романтизмом.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *