Деревянная мозаика для стен: 4 популярных вида и особенности укладки

Среди различных способов оформления жилого пространства декоративная мозаика занимает ключевое место: очень эффектный и практически беспроигрышный способ сделать свой интерьер уникальным, современным и безгранично красивым. Обычно в качестве исходного материала для такого рода экспериментов используют стекло, керамическую плитку или декоративный камень. Либо все это вместе. А как же дерево? Привлекательность этого натурального материала трудно оспорить, но деревянная мозаика для стен пока что не получила такого должного распространения, как аналоги из упомянутых выше материалов. А жаль, ведь декоративный потенциал у нее — на самой высокой отметке. Попробуем исправить эту несправедливость и расскажем о самых интересных видах деревянной мозаики для стен, нюансах применения в различных помещениях и, конечно, особенностях укладки. Ведь осуществить монтаж такого отделочного материала своими руками не составит труда для каждого!

  1. Общая характеристика отделочного решения;
  2. Какие породы дерева используются;
  3. 4 популярных вида мозаики;
  4. Особенности укладки;
  5. Нюансы применения в разных помещениях;
  6. Заключение.

Общая характеристика отделочного решения

Безусловно, новым это решение является только для современного рынка, изрядно переполненного хорошими со всех точек зрения материалами для отделки стен и полов. В контексте же всего развития цивилизации дерево всегда использовалось в интерьерах как самых древних дворцов и построек, так и более поздних архитектурных сооружений. Естественно, использовалась и деревянная мозаика для оформления стеновых поверхностей — видимо, людей привлекала то, как органично и интересно смотрится она в разных помещениях. И как ловко помогает поддержать общую атмосферу солидности и благородства.


С высоты позиций отнюдь не давних, а именно сегодняшних дней попробуем перечислить все преимущества использования этого отделочного решения:

  • помогает скрыть неровные стены;
  • экологически безопасно;
  • продолжительный срок эксплуатации;
  • прекрасно сочетается с другими декоративными элементами и отделкой;
  • вносит в интерьер разнообразие и домашний уют;
  • легко поддается ремонту;
  • является одним из самых доступных способов оформить красивый объемный рельеф в любом помещении.

Среди отрицательных моментов, которые неизменно упоминаются в связи использованием деревянной мозаики, чаще всего фигурируют следующие:

  • требует обязательной предварительной обработки антисептиком для профилактики появления грибка и процесса гниения;
  • не является универсальной — необходимо в отдельных случаях руководствоваться при выборе заявленными характеристиками той или иной породы.

Альтернативным вариантом являются 3д панели, примеры интерьеров с которыми, вы можете посмотреть в статье: «3д панели для стен:самые интересные и новые идеи».
Получают такую мозаику двумя способами:

  • из цельной древесины;
  • из древесной стружки, смешанной с водой и цементом.

Нельзя сказать, что какой-то из этих вариантов в разы лучше другого. Хотя мозаика из древесины стоит намного дороже и в целом чаще всего выглядит более солидно и привлекательно. По-взрослому, скажем так. У стружки зато свои неоспоримые плюсы:

  • низкая цена;
  • хорошая влагостойкость;
  • простейший уход.

Но вы же и сами понимаете, что в конечном итоге решают даже не исходные характеристики, а непосредственная реализация в конкретном интерьере.

Какие породы дерева используются

Вариантов деревянной мозаики стен множество, но ее тональная характеристика, цена и общая выразительность чаще всего зависят от той породы дерева, которая использовалась для спила. Рассмотрим самые разные варианты.

  • сосна — самый дешевый, но отнюдь не в плане визуального выражения вариант, отличается от остальных специфическим спиралевидным рисунком — вы никогда не пытались определить по этим кругам возраст дерева?;
  • осина — практичный, легко поддающийся обработке вариант дерева с характерным желтоватым оттенком, используется далеко не всегда из-за того, что относится к мягким породам дерева;
  • орех — средний по стоимости вариант, который имеет широкую цветовую гамму выражения и часто используется для оформления стен в деревянном коттедже;
  • липа — для производства мозаики используются только молодые деревья, так как со временем они имеют обыкновение разрушаться;
  • бамбук — хороший компромисс цены и качества, прекрасно вписывается в любой современный интерьер;
  • дуб — распространенная для изготовления мозаики твердая порода, считается одним из самых удачных вариантов;
  • ясень, кедр — еще парочка твердых пород, стоят недешево, но прекрасно смотрятся в формате самых разных помещений.

В целом, для производства мозаики более всего ценятся твердые породы дерева. Однако это не значит, что все прочие игнорируются: для изготовления так называемых спилов вполне подходят и сосна, и липа, относящиеся к классу мягких пород. А вот для того, чтобы изготовить сложную мозаику маркетри из различных фрагментов, стоит сфокусировать свое внимание только на твердых породах.

4 популярных вида мозаики

Дерево как великолепный натуральный материал позволяет воплотить в жизнь практически любую идею, но так уж получилось, что наиболее популярными стали 4 вида мозаики из этого материала. Рассмотрим их более пристально.

Маркетри

  • для создания выразительного рисунка используются мелкие кусочки шпона;
  • такая техника широко использовалась еще в древности;
  • для формирования необходимого рисунка важно учитывать фрактальные особенности используемой породы.

Пожалуй, самый простой вариант. Простой в плане технологии изготовления, но отнюдь в декоративном выражении. Что касается последнего, то маркетри, наоборот, привлекателен бесчисленным количеством сочетаний тех или иных фрагментов. При помощи этой техники можно решить самые сложные выразительные задачи. Поэтому и неудивительно, что она так популярна.

Интарсия

  • усложненный вариант маркетри;
  • отдельные фрагменты врезаются на деревянную основу;
  • реализуются сложные фигурные изображения.

А вот это точно самый сложный, но безумно красивый вариант деревянной мозаики. Как правило, стоит немалых денег, но окупает себя великолепной интеграцией в любой интерьер. Признак роскоши и благородства? Вероятно, это и есть так.

Спилы

  • простой и доступный каждому способ украсить интерьер;
  • хорошо вписывается в формат деревянного дома;
  • для изготовления подходят как твердые, так и мягкие породы дерева;
  • обрабатывается антисептиком для продления беспроблемного срока эксплуатации, а также лакируются.

Чаще всего такие панно из сруба древесины могут украшать сразу всю стену и представлять собой комбинацию из разных пород. Взгляните на то, как такая деревянная мозаика создает неповторимую домашнюю атмосферу в любом помещении.

3D мозаика

  • современный способ оформления красивого трехмерного рельефа с использованием натурального материала;
  • образуется путем создания прямоугольных срезов с вариативной толщиной;
  • на поверхности могут сочетаться самые разные геометрические фигуры.

На сегодняшний день отделка стен именно объемной деревянной мозаикой считается выражением отличного вкуса и роскоши в интерьере. Как правило, такому оформлению подвергается лишь какой-то отдельный фрагмент на стене. Связано это с тем, что сама по себе трехмерная фактура обладает некоторой визуальной избыточностью и может чересчур стягивать внимание на себя.
Мы подобрали для вас примеры того, как деревянная мозаика подобного типа смотрится на стенах в разных интерьерах.

Особенности укладки

Одно из преимуществ использования мозаики из дерева для отделки стен — относительно быстрая и простая укладка. Однако несколько полезных советов в этой области лишними точно не будут. Особенно если опыта работы с таким отделочным материалом у вас раньше не было.

  1. залог успешного монтажа деревянной мозаики — идеальная базовая поверхность, поэтому ее нужно хорошенько подготовить: убрать весь мусор и пыль, заделать трещины грунтовкой, при необходимости выровнять поверхность фанерой;
  2. если наклеиваете готовые листы мозаики на фанеру, то лучше всего стыкуйте их по диагонали, чтобы после швы не разошлись из-за термической деформации;
  3. используйте специальную монтажную смесь для приклеивания или же паркетный клей — классический плиточный категорически не подходит для контакта с деревом;
  4. чаще всего готовая мозаика продается в виде секций размером 30 на 30 см, 30 на 60 см, поэтому выполнить монтаж не составит труда;
  5. для заделывания швов лучше подобрать безопасную минеральную смесь — она учитывает гигроскопичность древесины;
  6. если деревянная мозаика для стен используется в помещении с повышенной влажностью, то идеальным вариантом станет комбинация из тика на пробковой подложке, а швы можно красиво заделать влагостойким герметиком.

Видео, которое точно вам поможет.

Нюансы применения в разных помещениях

Как мы уже отметили, деревянная мозаика используется для отделки стен практически в любом помещении, независимо от его функционального назначения. Однако нужно понимать разницу между полностью оформленной таким образом стеной и лишь ее отдельным фрагментом.
Первый случай более всего характерен для гостиных, прихожих, коридоров.
Второй — для спальни, кухни, балкона, туалета.
Также не стоит игнорировать и законы интеграции сложного мозаичного рисунка в уже оформленный по тем или иным дизайнерским законам интерьер. Если стены вашего помещения изобилуют насыщенной декоративной частью, то лучше всего ограничиться использоваться отдельного фрагмента. Так общее восприятие комнаты будет более гармоничным, а атмосфера — более теплой и уравновешенной.
И обратный случай. Спокойные стены нейтральных оттенков. Конечно, развернутый на всю площадь сруб из древесины или же впечатляющий трехмерный рисунок придутся тут как нельзя кстати.
Будьте особенно осторожны с экспериментами в спальне. Это в первую очередь комната для отдыха, а не удобный плацдарм для апробирования различных оформительских концепций. Небольшой фрагмент маркетри или интарсии отлично впишется в общее настроение этого помещения, не более.
Еще несколько фото с использованием деревянной мозаики. Постарались отобрать как варианты с обычными городскими квартирами, так и с роскошными частными домами.

Деревянная мозаика для оформления стен — уже не роскошь, а скорее отличная возможность вынести свой интерьер за рамки устоявшихся шаблонов оформления и нащупать тот индивидуальный стиль, который станет блестящим выразителем вашего внутреннего мира и гарантом перманентной гармонии в доме. Радует, что владельцы недвижимости все чаще смотрят в сторону этого варианта, здраво оценивая его практичность, декоративный потенциал, доступность. И, самое главное, его экологичность. Мы так далеко отошли от природы в поисках своих идеалов в жизни — и вот, похоже, пришел черед идти обратно.
Фото: vk.com

Мозаика из древесины различных цветов является популярным элементом современного дизайна интерьера, хотя ее стали применять относительно недавно. Мозаичные орнаменты или целые картины смотрятся оригинально и весьма эффектно.

К тому же, изделия из натуральной древесины являются экологически чистыми и гипоаллергенными. Поэтому если вам надоели банальные обои, керамическая плитка или пластиковые панели, то деревянная мозаика — это отличная альтернатива привычным отделочным материалам.

Мозаичные узоры станут по — настоящему роскошным декоративным элементом в оформлении стен, панелей и в отделке напольного покрытия.

Деревянная мозаика в интерьере

Техники деревянной мозаики

На сегодняшний день существует несколько видов мозаичных работ по дереву, которые имеют некоторые отличия в технике выполнения. Среди них можно назвать следующие:

  • Мозаика классическая
  • Блочная мозаика
  • Инкрустация
  • Интарсия
  • Маркетри ( и паркетри)

А теперь давайте рассмотрим характерные особенности выполнения каждой из них, и выясним существующие отличия.

  • Мозаика — представляет собой композицию, составленную из разноцветных кусков однородного материала ( камня или дерева), или же из разнородных материалов ( металла, камня, дерева, перламутра и других).

Мозаика из древесины разных цветов

В давние времена техника мозаики применялась в оформлении интерьеров царских палат и дворцов вельмож. Примером замечательных мозаичных работ могут служить узорные полы в Зимнем Дворце и в Павловском дворце — музее в окрестностях Санкт — Петербурга, а также в музеях Останкино, Архангельское и Кусково. Напольное покрытие искусно отделано изображениями концентрических кругов, цветочных розеток, листьев и геометрических фигур различного типа.

Мозаичный пол в Зимнем Дворце

  • Блочная мозаика — данная техника состоит в том, что сначала по эскизу художника делают цельный блок из склеенных вместе брусочков цветного дерева, а затем этот блок разрезают поперек на отдельные узорные пластинки, а затем с их помощью набирают мозаичное изображение.

Пластинки можно вставлять в углубления фона или наклеивать на поверхность изделия. Чаще всего в блок вклеиваются бруски длиной 20 см, имеющие сечение 2 см х 2 см. Эти бруски чаще всего изготовлены из ценных пород экзотических деревьев. Узор мозаики будет создаваться из торцевой поверхности входящих в блок брусков.

Пример блочной мозаики в отделке стены

После склеивания блок будет разрезан параллельно торцевой поверхности на более тонкие пластинки, которые могут вставляться в углубления в основе или просто наклеиваться сверху на нее.

Таким образом, на поверхности образуется изображение с повторяющимся мотивом. Далее поверхность изделия аккуратно шлифуется и покрывается прозрачным лаком.

Образец блочной мозаики

Декоратор разрабатывает эскиз будущей мозаики. Исходя из этого изображения подготавливается необходимое количество блоков, имеющих разный рисунок торцевой поверхности. В результате из этих пластинок будет собрано цельное мозаичное изображение.

Блочная мозаика в интерьере

  • Инкрустация — это такой вид отделки и украшения изделий из дерева ( чаще всего предметов мебели), при которой в поверхность из древесины ( например, в гладкую столешницу, дверцу шкафа или прямую спинку стула) врезают или вставляют узор в виде цветов, бабочек, птиц из дерева ценных пород другого цвета, перламутра или металла. Кусочки другого материала прикрепляют таким образом, чтобы они не выступали над поверхностью даже на миллиметр, и как бы составляли с ней единое целое.

Инкрустация деревянной столешницы

  • Интарсия — техника выполнения аналогична инкрустации, только элементы вставок в деревянную основу изготавливаются также из древесины. Вставленные пластинки отличаются от основы фона своей расцветкой или текстурой. Они вставляются в специально сделанные и идеально подходящие по форме углубления на поверхности изделия.

Далее пластинки закрепляются с помощью клея или мастики. Лицевая сторона элементов интарсии изготавливается из ценных, красивых и прочных пород дерева — кипариса, тиса, самшита, красного дерева и некоторых других пород.

На заключительном этапе работы поверхность мозаичного изображения тщательно разглаживается и проходит процедуру полировки.

На сегодняшний день мастера научились изменять цвет природной окраски древесины вставок с помощью пропитывания их масляными растворами или посредством кипячения в специальной краске.

Изображение выполнено в технике интарсии

  • Маркетри — представляет собой набор изображения из кусочков шпона, цветной фанеры или древесины различной окраски. Это простейший способ выполнение деревянной мозаики. Тем не менее, изделия, выполненные в технике маркетри, получаются весьма эффектными и оригинальными.

Шпон также зачастую выступает в роли основы изделия, а отдельные части мозаики врезаются в фон. Затем основа вместе с фоном наклеивается на поверхность оформляемого рисунка.

Чтобы мозаика имела вид геометрически правильного рисунка или орнамента, ее создают путем склеивания отдельных элементов геометрической формы по кромкам.

Возможно также приклеивание отдельных деталей очень плотно друг к другу на заранее подготовленный лист бумаги. Такой набор мозаики называется » паркетри».

Если фон небольшой по размерам или же он отсутствует совсем и рисунок заполняет всю поверхность, то отдельные детали мозаики последовательно врезаются в лист бумаги или приклеиваются по заранее нанесенном на нее контуру. Таким образом, весь лист бумаги будет постепенно заполнен небольшими кусочками шпона ил цветной древесины.

В технике маркетри возможно изготовление как самых простых геометрических орнаментов, так и сложных, многокомпонентных композиций для оформления изысканного интерьера.

блочная мозаика схема

Блочная мозаика из дерева — один из самых доступных и простых способов украсить предмет из дерева. Данная техника сейчас очень популярна при украшении деревянных столешниц, разделочных досок и прочей утвари и предметов интерьера.

Техника блочной мозаики

Рисунок разделочной доски

Техника блочной мозаики состоит в склейке брусочков/пластинок древесины разного сечения в блоки и распил их на множество тонких пластинок с одинаковым рисунком. Можно, как составлять изделие целиком из напиленных дощечек/брусков, так и вставлять их в углубления и конечно же наклеивать на другие деревянные поверхности. Вот и у нас на курсах делают разделочные торцевые доски схожим образом!

История блочной мозаики

Чертозианская мозаика на шкатулке

Родина блочной мозаики — Древний Восток. Украшения древних персидских шкатулок выполнены в данной технике. Ближе к средним векам, техника стала известна в Италии, где и получила дальнейшее развитие. Итальянские мастера наряду с древесиной склеивали в блоки и другие материалы: кость, рог, перламутр. Такая мозаика стала известна под названием «Чертозианская мозаика» — от названия монастыря, где процветало данное искусство.

Но и восточные мастера не сидели без дела и развивали данное направление, которое до наших дней дошло не только в первозданном виде. Например из переклеенных блоков создаются большие панно, с которых слоями, рубанком снимают тонкий шпон. Этим шпоном потом фанеруются шкатулки и другие предметы, что дает такой же эффект при меньшем расходе драгоценных материалов.

Переклеенный набор блочной мозайкиШкатулка фанерованная восточной блочной мозаикой

Так же сейчас очень популярны объемные работы в технике блочной мозаики, хотя скорее всего большинство и не знает, что они работают в данной технике.

Деревянные блоки для пано Деревянное объемное пано Курс — торцевая разделочная доска

Чем примечательная блочная мозаика

Изготовление мозаичного украшения из блока, менее трудоемко, чем другие способы получения мозаичных узоров. В нынешнее времена технологического прогресса, любой желающий сможет изготовить что-то подобное быстро и без хлопот на распиловочном циркулярном станке или при помощи ленточного станка.

Пилим блочную мозаику Напиленные детали разделочной доски Склейка блчной мозаики Шлифование заготовок доски Курс «Торцевая разделочная доска»

Вот и в нашей мастерской ребята и девчата без проблем изготавливают торцевые разделочные доски с блочной мозаикой на свой вкус из различных пород древесины.

Приходите попробовать и вы, в нашу столярную школу или столярный коворкинг в городе Москва.

3. Реставрация деревянной мозаики — маркетри, интарсии и инкрустации

Деревянная мозаика — это геометрический узор или сюжетное изображение, выполненное из кусочков ценных пород дерева. Она предназначена, прежде всего, для украшения художественной мебели, поэтому неотделима от распространенной техники фанерования ее лицевой поверхности.

Техника деревянной мозаики была известна в странах Востока и в европейских странах с давних времен и прошла длительный путь развития. В России периодом расцвета наборного дерева был XVIII век. В это время талантливые русские мебельные мастера создали прекрасные образцы мебельного искусства в технике деревянной мозаики — столы, бюро, комоды, секретеры. Развитие техники фанеровки способствовало развитию искусства набора и давало возможность изготовления мебели высокого художественного качества. Наиболее известными видами деревянной мозаики (наборного дерева) являются маркетри, интарсия, инкрустация.

Маркетри — представляет собой украшения художественной мебели и относится к плоскостному набору узора или рисунка из кусочков шпона ценных пород дерева, при этом слой этого дерева закрывает основу из простых пород.

Интарсия — способ украшения мебели, представляющий собой вид деревянной мозаики, при которой в лицевой поверхности из массива дерева вырезают резцами очертания узора или фигурного изображения и в полученные углубления вставляют кусочки дерева, разные по текстуре и цвету.

Инкрустация — это интарсия, дополненная мозаикой из кости, перламутра, янтаря, металла и других материалов.

Врезки деревянной мозаики выполняются на одном уровне с украшаемой поверхностью и закрепляются в гнезде с помощью клея. Всю поверхность тщательно выравнивают, рисунок иногда усиливают гравировкой, заполненной мастикой или смесью клея с краской, а потом отделывают прозрачным лаком.

Реставрация облицовочной поверхности музейной мебели, выполненной в виде мозаичного набора, очень ответственная работа. Восстановление значительных утрат элементов набора орнаментальной композиции и сюжетного изображения представляет определенную сложность. Кроме утрат могут быть заметные дефекты мозаики в виде царапин, вмятин, заколов, отслаиваний шпона, а также существенные разрушения поверхности: механические повреждения покрытия, растрескивание, коробление и утраченные элементы инкрустации. Основные дефекты мозаичного набора аналогичны дефектам фанерованной поверхности мебели. Поэтому и приемы выполнения реставрационных работ одинаковы. Если реставрируемая мозаичная поверхность имеет дефекты в виде неглубоких царапин, вмятин, отслоений, а отделочное покрытие в целом сохранилось, то применяют в основном консервационные мероприятия по технологии обычной фанерованной мебели. Сначала укрепляют элементы набора, которые слабо держатся на основе. Для этого их аккуратно отделяют от основы. Место вставок и фрагменты снятого шпона или кусочка дерева очищают от старого клея. Подготовленный элемент вклеивают на прежнее место, фиксируют гуммированной лентой и прижимным устройством. Затем удаляют поверхностные загрязнения одновременно с остатками клея и клейкой ленты. Мелкие трещины и вмятины заделывают с помощью мастики. Лаковое покрытие освежают, при необходимости тонируют и восстанавливают глянец шеллачной политурой.

Гораздо более сложной является работа по восстановлению мозаичной композиции, когда ее элементы значительно утрачены, разрушены или ранее неудачно реставрированы. В этом случае может возникнуть необходимость в составлении проекта реставрации, который утверждается Реставрационным советом. Если утрачены фрагменты маркетри, выполненные способом врезки элементов, то заделки из шпона производят, как правило, по оставшимся следам от ножа или по пустым гнездам. Утраты композиции орнаментального декора восполняют с помощью копирования аналогичных фрагментов с сохранившегося участка на том же экспонате.

Непосредственный процесс восполнения утрат мозаичного набора мало отличается от процесса по восполнению утрат фанерованной поверхности. По контурам утраченных элементов сначала делают шаблон-копию из плотной бумаги, по которому вырезают вставку из шпона ножом или из древесины лобзиком и подгоняют их по месту так, чтобы они входили плотно и заподлицо с поверхностью. Для вставок тщательно подбирают древесину по породе, цвету и направлению волокон. Вставки приклеивают чаще всего методом запрессовки плоских деталей хомутовыми струбцинами, но иногда применяют распространенный ранее способ приклеивания шпона впритирку, несмотря на то, что он не всегда гарантирует высокое качество склеивания.

При изготовлении старинной мебели для мозаичных наборов использовали древесину разных пород, а также крашение шпона натуральными красителями под ценные породы дерева и обжиг в горячем песке для изменения цвета. Художественная ценность мебели в большой степени зависела от умения мастера при ее изготовлении правильно подобрать материал древесины по текстуре и цвету. Поэтому современному реставратору музейной мебели необходимо владеть теми же приемами, которые использовали мебельные мастера прошлого.

Для восполнения утрат мозаики лучше применять сквозное крашение древесины и шпона, чтобы при подшлифовке выполненных утрат не менялся цвет. На чистоту, равномерность и глубину окраски существенно влияет предварительная подготовка дерева, которая заключается в тщательной шлифовке, что способствует большему открытию поверхности. Это обеспечивает лучшее впитывание в древесину красящего вещества. Лучше всего сквозное проникновение красителя происходит у тонкого шпона.

Кроме того, замечено, что древесина не всех деревьев одинаково воспринимает окраску. Например, мягкие породы окрашиваются хуже твердых. Липу почти, невозможно хорошо окрасить, тогда как белый бук красится превосходно. Для светлой окраски надо брать светлые породы дерева, а для темной -темные. Каждое дерево, как всем известно, имеет натуральную окраску, поэтому надо выбирать для имитации необходимого цвета древесины такие породы дерева, в которых происходило бы усиление естественного цвета. Особенно хорошо имитируются под дорогую древесину отечественные породы деревьев: клен, груша, дикая яблоня, береза, дикий каштан, вишня, вяз, граб, дуб.

Реставраторы наряду со сквозной окраской древесины, конечно, применяют и другие способы имитации ценных пород дерева. Так, например, мебельщики часто имитируют розовое дерево с очень красивой и своеобразной текстурой. Шпон розового дерева широко используется мебельными мастерами для облицовки поверхности художественной мебели, в том числе и мозаичных наборов в технике маркетри. Как правило, фанеровка делается «диагонально»: прямолинейные полосы текстуры древесины розового дерева располагаются наклонно к волокнам другого облицовочного шпона или к контурным линиям предметов мебели. Верхний слой шпона довольно сильно выцветает, что всегда заметно при сравнении защищенных от солнечного света участков, которые, например, находятся под бронзовыми накладками. Найти древесину розового дерева с натуральным цветом, подходящим для восполнения утрат набора маркетри, почти невозможно. Поэтому для имитации розового дерева предлагается испытанный прием на шпоне граба. Древесина граба по своим качествам близка к древесине розового дерева: светлая, однородная, со слабовыраженными продольными полосками волокон, жесткая и плотная, как у розового дерева.

Предварительно хорошо ошкуренную поверхность шпона граба тонируют цветными карандашами, пигмент которых растирают для создания общего тона реставрируемой поверхности, а затем карандашами другого цвета имитируют текстуру розового дерева. Подготовленный таким образом шпон граба покрывают и полируют шеллачным лаком (политурой).

Как правило, одновременно подготавливают несколько кусков шпона граба, так как после покрытия и полирования шеллачной политурой станет ясно, какой из них наиболее удачен. Такой прием имитации с нанесенным лаковым слоем оказывается оправданным для заделки утрат в случае, когда старый лак наборной и фанерованной поверхности решено сохранить, а окончательный глянец навести легкой подполировкой.

При реставрации деревянной мозаики применяют и другие способы имитации и тонирования древесины для заделок утрат или потерявшего со временем тона. Например, в некоторых местах восстанавливают утраченный тон спиртовыми красителями, в других случаях — обожженным в песке шпоном.

При обжиге в горячем песке удается получить плавные переходы на древесине шпона от светлых тонов к более темным, а также темные, почти черные тона. Применяют обжиг в основном при наборе орнаментов растительного характера и сюжетного изображения для придания определенным элементам большей выразительности и объемности. Обжиг в горячем песке прост и эффективен. Для этого промытый мелкий речной песок насыпают в металлическую посуду и нагревают до температуры примерно 200 градусов по Цельсию. В песок помещают заготовки шпона (элементы мозаики) и выдерживают их в нем до появления нужного оттенка. Если требуется, чтобы светлый тон переходил к более темному плавно, шпон помещают в песок вертикально. Тогда нижние слои более нагретого песка дадут более темный тон, чем верхние. Таким образом получится плавный тоновый переход. Когда нужна проработка обжигом под один тон, шпон помещают в песок горизонтально и следят за тем, чтобы он был прогрет равномерно и его слой был ровный по всему шпону. Степень потемнения древесины определяют визуально с некоторым «запасом», так как после наклеивания элемента мозаики будет подшлифовка его к общей поверхности, в процессе которой произойдет некоторое осветление тона. Техника интарсии и инкрустации одна и та же, соответственно аналогичны и приемы реставрации.

Мебель с интарсией и инкрустацией кроме общих повреждений (ослабление конструкции, загрязнение, порча отделочных покрытий, растрескивание, коробление и тому подобное — способы их исправления рассмотрены ранее) часто имеют дефекты в виде отклеенных или утраченных элементов.

Реставрацию мебели с подобными дефектами начинают с укрепления отставших элементов или их снятия, если они слабо держатся в своих гнездах. Отставшие элементы подклеиваются столярным или осетровым клеем и прижимаются через картонные прокладки. Снятые элементы и их гнезда очищают от старого клея, стараясь их не повредить. Затем снятые элементы подклеивают.

Утраченные элементы восполняют вставками, изготовленными из ранее приготовленных тонких пластин кости, перламутра, цветных металлов и древесины, соответствующего цвета и текстуры. Отметим, что мебель, декорированная в технике инкрустации, редка и поэтому ее реставрация должна быть предельно осторожной и бережной.

Изготовление вставок производят по шаблонам, скопированным с гнезд утраченных элементов. Их вырезают ручным лобзиком с пилкой мелкого зуба, потом тщательно подгоняют по месту гнезда таким образом, чтобы вставка плотно входила в гнездо под уровень с реставрируемой поверхностью.

Покоробленные старые вставки из кости и перламутра вполне можно использовать вновь, предварительно очистив от грязи и старого клея, а при необходимости размягчив в крепкой уксусной или фосфорной кислоте и выправив под прессом.

Реставратор иногда вынужден обходиться без природного или искусственного материала. В случае небольшой утраты и в малоответственном месте, вместо вставки применяют шпатлевку, приготовленную, например, на основе эпоксидного клея, подкрашенного в нужный оттенок краской. Этот вариант теоретически не обоснован, так как нет анализа происходящих впоследствии процессов. И тем более затруднена возможность повторения операции.

Отреставрированный деревянный мозаичный набор, выполненный в технике маркетри, интарсии и инкрустации, тщательно, отделывают, чтобы защитить от загрязнений, механических повреждений, воздействия света и влаги, а также придать набору большую декоративность.

Декоративные качества древесины лучше всего выявляются отделочными материалами с определенными качествами: бесцветность, полная прозрачность, способность создавать на древесине блестящее покрытие, высокие защитные качества.

При подготовке мозаичного набора и отделке отреставрированную поверхность выравнивают, в случае необходимости, сначала циклей, потом шлифуют мелкой абразивной шкуркой. Шлифуют вручную деревянной колодкой, на которую накладывают кусок шкурки. После шлифования поверхность обрабатывают пемзовым порошком с увлажненным тампоном, удаляя мельчайшие царапины, оставленные шкуркой, так как при нанесении лака все неровности поверхности мозаики выявляются.

Отделку мозаичного набора, так же как фанерованные поверхности изделий мебели, производят бесцветной и прозрачной шеллачной политурой. Технологический процесс полирования набора ничем не отличается от обычного полирования фанерованной поверхности политурой, состоящей из трех этапов с промежутками времени для просушки.

Завершают процесс отделки располировкой поверхности мягкой полотняной тканью, смоченной спиртом, смешанным с водой в соотношении 6 : 3. Затем поверхность начисто протирают сухой тканью, закрывают ее от пыли и выдерживают в течение 4-6 суток.

Первоисточник: Музейная реставрация мебели. Мукин И.М.; СПб., 2003

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *